Главная | Конкурс "Белый список" На главную Обратная связь

 

Общество защиты прав потребителей проводит конкурс "Белый список"   >>   Подробнее

 

 

 

Бюллетень Белый список
Информационный бюллетень №4
Бюллетень Белый список
Бюллетень конкурса

 

Заявка
Общественный экспертный совет

Правозищитники наступают на "Билайн"

 

 

 

22 апреля 2009
Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" подало в суд на провайдера мобильной связи ОАО "Вымпел - Коммуникации" (Билайн). Предметом иска являются нарушения прав потребителей, допущенные данным сотовым оператором при заключении договоров о предоставлении услуг связи.


Билайн

Иск был подан после разбора большого числа жалоб и обращений потребителей на вебсайте правозащитной организации.

Кризис не лучшим образом повлиял на отношение фирмы "ВымпелКом" к своим клиентам. Стремление компании экономить в трудное время на всем, на чем только можно, приняло совершенно невероятные формы. Длинный и многословный текст договора на сервис теперь вмещается на одном обычном листе бумаги формата А4.Произведено это за счет колоссального уменьшения размера шрифта - его высота составляет примерно полмиллиметра. Более того, в местах продаж услуг "Билайн" договоры ксерокопируются, и текст второй и третьей копий договора вообще становится темными горизонтальными линиями. Чтобы рассмотреть текст и понять условия договора, нужно в буквальном смысле использовать лупу.

Похоже, фирма "ВымпелКом" решила сэкономить не только на бумаге, но и на зрении своих клиентов. В итоге, узнать точно все условия договора в момент его заключения становится нельзя: вряд ли потребители услуг мобильной связи носят с собой лупы.

В соответствии с требованиями установленных стандартов, предъявляемым к оформлению технической документации, величина шрифта не должна быть менее полутора миллиметров, в противном случае шрифт разобрать невозможно. Фирма "ВымпелКом" уменьшила шрифт договора до такой степени, что вероятный абонент физически не в состоянии понять содержание всех условий договора. Между тем, многие из них могут оказаться чрезвычайно важными.

К примеру, пункт 3.2 гласит о том, что о своем полном или частичном отказе на изменение условий договора клиент должен сообщать оператору в письменной форме.

Пункт 3.4 также требует письменного заявления абонента, но уже в случае несогласия на передачу его личных сведений и информации о нереализованных им денежных обязательствах организациям, берущим эти задолженности от имени оператора. В случае, если такого письменного заявления не последует, Билайн эти сведения о своем абоненте будет предоставлять.

В соответствии с пунктом 6.4.1.5 оператор вполне может продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии нулевого баланса счета. Получается, что абонент, в силу каких-либо обстоятельств своевременно не проверивший свой баланс, может уйти в долги, этого не подозревая. А процентная ставка по задолженности клиентов перед «Билайн» может достигнуть 70 % годовых! Об этом сообщает пункт 6.4.2.7, который определяет пеню в размере 0,2 % от суммы невыплаченных средств за каждый день просрочки.

Уменьшение шрифта договора приводит к несоблюдению прав потребителей, которые не могут детально изучить все условия договора до его совершения. Прежде к таким уловкам прибегали отечественные банки, стремившиеся с помощью малого шрифта спрятать самые невыгодные условия кредитных договоров, устно незаявленные заемщикам.

Экспертам ОЗПП пришлось довольно долго изучать текст соглашения, воспользовавшись для этого особыми лупами с подсветкой.

Постановив, что оформление договора не должно противоречить правам и интересам клиентов, ОЗПП обратилось в суд с иском о повышении размера шрифта текста договора до минимально необходимого для удобного чтения, то есть в три раза.

В итоге если ОЗПП победит в судебном процессе, у клиентов Билайн, понесших нежелательные расходы в силу того, что они не сумели разобрать все условия договора из-за небольшого шрифта, возникнет возможность возвратить свои средства.




 

 

Информационные партнеры

   

О конкурсе | Методика оценки | Компании | Народный рейтинг

Задать вопрос эксперту | Контакты